Для чего современному человеку йога

зеленоград йогаДля чего современному человеку практика йоги? Для то­го же, для чего делали йогу и древние люди. Чтобы побе­дить Иллюзию — майя. Скинуть покрывало майи.

Майя, наваждение, посягающее на человеческую натуру, начинает отступать уже тогда, когда человек берётся понять её природу: осознаёт, что есть иллюзия. Не снявший покры­вало майи проведёт всю жизнь животного в человеческом облике, нисколько не осознавая происходящего с ним.

Какие же иллюзии сегодня актуальны: иначе говоря, какие владеют современным человеком и современным обществом?

Их много. Та, о которой я хотел бы говорить, — это иллю­зия того, что некоторые вещи во внешнем мире для нас сим­патичны, а другие антипатичны. (Что значит симпатичны? В жизни произошло что-то, от чего на душе стало хорошо или просто полегче. Этот факт симпатичен. И наоборот.)

В чём заключена иллюзия?

Иллюзия в том, что наше настроение целиком зависит от симпатичности и антипатичности окружающего мира. Мир в сознании погружённого в иллюзию человека распадается на две части. Всякий стремится улучшить свой мир. Это ес­тественно. Добиваться этого можно разными путями, что в основном и отличает одного человека от другого. Но чело­век во власти иллюзии улучшает свой мир единственно вер­ным, на его взгляд, способом — наполняя среду своего окру­жения симпатичными ему фактами. И он делает это самым, по его убеждению, верным и действенным способом. Он уте­шается при помощи развлечения, привычного или нового. Ведь развлечение — действие или вещество, способное очень быстро, а часто и мгновенно, улучшить настроение, «дать приход». Правда, едва прервалось занятие, давшее «приход», прекратилось действие вещества, человек очень быстро снова впадает в тоску и уныние, испытывает настоя­щую физическую боль. Ему срочно требуется новый глоток радости. Современное общество потребовало для обслужи­вания иллюзорного существования целую культуру, развива­ющуюся в активных и даже судорожных поисках новых на­выков развлечения. Так создаются внешние условия, застав­ляющие людей переживать значительное уныние на протя­жении всего их существования. Всё больше людей развито­го мира становятся настоящими искателями развлечений, развлечения превращаются в патологические пристрастия.

Как это происходит, кратко описать трудно. Но с тех пор, как стало понятно, какие центры мозга человека своей активностью создают ему ощущение настроения, с тех пор как стала понятна регуляция настроения, стали выясняться законы того, как некоторые развлечения становятся патоло­гическими пристрастиями.

Патологические пристрастия могут быть к веществам, к особым навыкам поведения, быстро и эффективно подстё­гивающим настроение. Самые известные примеры поведен­ческих пристрастий, которые, в конце концов, также, как и наркотики, губят человека, развивая в нём всё более глу­бокое и всё более постоянное уныние, — пристрастие к азартным играм, сексу… даже любви! Можно упомянуть зависимость от просмотра примитивных телесериалов, от компьютерных игр, длительных телефонных разговоров между женщинами, когда самый момент снятия трубки на другом конце провода вызывает истому удовольствия, а прерванный, хотя бессмысленный разговор (например, ребёнок пришёл из школы) — раздражение, почти ярость.

Но что более всего меня волнует — это развитие навы­ков обижания одним человеком других людей, потребность в этом, расширение таких навыков, их изощрённость.

Человек рождён для радости.

Но коль счастья в жизни нет,

Он творит другому гадости,

Чувством радости согрет.

Также как утопающий старается всплыть и глотнуть воз­дух, современный человек, пребывающий в унынии, пытает­ся глотнуть глоточек радости, по-всякому обижая ближнего. Этот древний эволюционный навык, присущий человеку, был развит его предками — стайными животными, похожи­ми на современных крыс, от которых и произошли все мле­копитающие. Стайные животные всегда прибегают к этому способу восстановления душевного равновесия, будучи из него выведены…

Наша несчастная страна — это действительно империя зла. Всё больше людей искушены в обижании. Это может быть стёб — особый, издевательского тона, стиль разговора. Или интриганство. Семейная ссора из-за потребности во взаимных оскорблениях. Соблазнение. Отнятие имущества. Причинение душевной боли клеветой. Унижение. Физиче­ское насилие. И всему причина — уныние. Уныние — мать пороков. Люди в унынии гневливы, завистливы. Это точно так же, когда тонущий пытается спастись, потапливая друго­го. Это мир стайных животных. Это поведение животных.

Но существует же другой способ!

Вы что-то имеете, а у другого этого нет. Поделитесь с ним, и вам станет лучше.

У меня был счастливый опыт знакомства с очень несчаст­ным, по тому как складывалась его судьба, человеком, который был полон внутреннего счастья.

Князь Алексей Николаевич Ховенский. А для меня — дя­дя Алик. Он был математик, знал несколько десятков язы­ков. Поскольку был дворянин, он не мог поступить в совет­ский университет и должен был учиться сам. Я помню, как он читал мне Гомера и трактовал древнегреческий. Он знал и санскрит, и китайский, учил всё новые и новые языки, за­нимался йогой. В жизни ему всегда было трудно устроиться. <огда он работал на кафедре математики Казанского Уни- зерситета, по его поводу было созвано партийное собра­ние (сам он в партии не состоял, конечно). В связи с чем дя­дя Алик переписывался со многими эсперантистами в дру- -их странах. Как известно, письма из-за границы всегда зскрывались. И вот один из друзей Алексея Николаевича, эсперантист и по роду занятий орнитолог, спросил его в письме: «Когда к вам прилетает серая кукушка?» Письмо к дяде Алику вовсе не попало: фраза о серой кукушке бы- -а сочтена шифровкой. Дяде Алику, как шпиону, предпожили в том сознаться на партсобрании. Что он сделал? Он от­ветил матерной тирадой и уволился.

…Он мне говорил: «Мне так их жалко, им самим так -лохо, и они ищут себе избавление».

Человеческую душу можно сильно осчастливить. Этому — служит йога.

Йога — техника совершенствования системы регуляции настроения, чтобы иметь возможность жить на всё более верхних этажах шкалы возможных настроений. Эта шкала переживаний простирается от адских мук до райского блаженства.

Цели йоги:

  • правда реальной жизни, когда человек плотно, очень интимно ощущает себя в реальности;
  • знание причинно-следственных связей окружающего мира;
  • блаженство.

Как интересно выстраивается мир внешних факторов, по мере того как человек поднимается от мучений к блажен­ству! То, что в мучительном состоянии было отвратитель­но, — на более высоких уровнях радости становится симпа­тичным. То, к чему тянуло в мучительном состоянии, то, что «грело», — теряет свою актуальность.

(Героиновому наркоману в период ломки даже секс с прежде желанным партнёром отвратителен. Пьянице в со­стоянии подпития в кайф подраться, и он вполне доволен, если ему ещё и набьют морду. Трезвому это кажется дико).

По мере движения личности снизу вверх: от ада к раю, — словно тень отступает, давая место освещённому простран­ству. Антипатичный мир рассеивается, и всё новые и новые факты окружающего мира становятся симпатичными.

Я хотел бы сказать ещё вот о чём. Думаю, что это серь­ёзнейшая проблема человечества. Всё больше людей стано­вятся унылыми от рождения.

В 90-е годы было открыто явление, названное синдро­мом дефицита удовлетворённости. Человек с таким синдро­мом, что бы с ним реально хорошего ни происходило в лич­ной жизни, на работе, в жизни его близких, всё равно пре­бывает в состоянии тоски. Его система доставления удоволь­ствий работает недостаточно удовлетворительно. В этом виноват его генотип, индивидуальная генетика. В книге Дэвида <амингса «Генетическая бомба» (1996) приводятся резуль­таты исследования десятков тысяч людей, уныние которых уже имеет причиной генное нарушение. Последние от по­коления к поколению возрастают катастрофически.

Почему? К сожалению, это просто. Такие люди с самого детства обладают отклоняющимися формами поведения и рано начинают половую жизнь. Это необходимо им как лекарство от депрессии. Они раньше и больше рождают де­тей, чем это делают счастливые люди. («Здесь нет места той любви, которая давала в былые времена красоту духовного наслаждения. Половые акты доведены… до необходимой физической потребности. Дети от таких родителей рожда­ются почти как выкидыши». Б.Д. Дандарон, «Чёрная тет­радь»). В прежние времена, в эпоху доиндустриального об­щества с более жёсткими общественными условиями и мень­шими возможностями производства общественного продук- -а, у них было меньше шансов дать многочисленное потом­ство. Но сейчас, когда устои общества размыты, а общест­венного продукта много, рост доли в обществе людей с синдромом дефицита удовлетворённости подобен взрыву. Страшно.

В данной статье я не ставлю перед собой задачу обсу­дить методы, которыми общество может воспрепятствовать разрушительному процессу. Я хотел только обратить ваше внимание на то, что йога может любому человеку, в том числе и человеку с синдромом дефицита удовлетворённо­сти, причём в любой его степени, дать возможность развить и усовершенствовать всю систему регуляции настроения.

И тогда стать человеком, живущим с большим запасом внутренней радости.