Фундаментальная осознанность — это фундаментальное пробуждение Кундалини.
Что такое Кундалини? Это не змеиная сила. Кундал означает локон волос возлюбленного. Развернуть свёрнутый внутри себя завиток, вот что означает Кундалини. Энергия должна быть раскрыта.
— Йоги Бхаджан, «Сила Произнесённого Слово»
Вот что творит Йоги Бхаджан о пране, апане и их использовании пробуждения Кундалини:
«Прана — это жизненная энергия, пронизывающая все атомы вашего тела, также как и другие тела и всю Вселенную. Апана – это энергия, выполняющая функции выделения, очищения в теле на всех уровнях, как на грубом, так и на тонком, это негативная энергия, служащая для устранения отходов. Когда мы говорим о процессе поднятия Кундалини, прану удобно описывать как «жизненную энергию» выше пупка, а апану, как «жизненную энергию» ниже пупка.
Существует 72 000 тонких каналов (или нади) проходящих через пупок и оканчивающихся в руках и ногах. По ним прана растекается по всему телу. Из этих 72 ООО нади особенно важны Ида, Пингала и Сушумна. Ида и Пингала берут начало в левой и правой ноздрях соответственно, тянутся вдоль позвоночника, пересекаясь в различных чакрах или центрах сознания в позвоночнике.
Сушумна начинается в основании позвоночника, где встречаются все три канала, и проходит по спинномозговому каналу до макушки головы. В центре, расположенном в основании позво ночника, покоится энергия Кундалини.
Ида управляет апаной, негативно заряженной энергией, лун ной энергией. Она заботится об очищении тела и имеет успокаи вающее, охлаждающее, способствующее отдыху действие, как для тела, так и для Духа.
Пингала несёт прану, позитивно заряженную, солнечную энергию, имеющую укрепляющее, разогревающее действие.
Кундалини не пробудится и не поднимется до тех пор, пока прана и апана не уравновесят свою работу в Корневой чакре. Эти две энергии должны оказать давление на Кундалини, чтобы заставить её пробудиться и подняться по так называемому серебряному шнуру Сушумны.
Когда человек делает глубокий вдох и задерживает дыхание, прана опускается до Пупочного центра, а когда он полностью выдыхает, апана из Корневой чакры поднимается вверх до пупка. Встреча и соединение этих двух энергий служит причиной возникновения огромного жара в Пупочном центре, не «горячего», а «белого» жара. Под действием этих двух энергий Сушумна разогревается, две смешанные энергии покидают Пупочный центр и двигаются к Корневой чакре, где стимулируют Кундалини.
Контроль над дыханием и усилие воли позволяют энергиям праны, апаны и Кундалини вместе подниматься к высшим центрам сознания, наполняя их своей силой. Происходит преобразование низших форм энергии в высшие. Энергия не возникает и не исчезает, она лишь меняет форму.
Чтобы эти энергии могли течь свободно, должны быть устранены блоки и загрязнения энергетических каналов; сами каналы должны быть хорошо очищены. Это успешно осуществляется использованием силы дыхания и действием мантр совместно с определёнными положениями тела и приведением в действие телесных замков».