Структура занятия со спектрокартами

01Структура занятия

1. Фотографии располагаются на столе или иной поверхности.

2. Ведущий формулирует задачу с учетом особенностей клиента или группы и в зависимости от собственного опыта и квалификации.

3. Ведущий точно обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография. Он может записать тему на доске.

4. Участникам занятия предлагается внимательно рассмотреть карты в течение 5-10 минут и выбрать из них одну или две. ассоциируя их с обозначенной темой. Формулируемые ведущим темы могут быть различными, но в любом случае они нацелены на то. чтобы помочь участникам занятия выразить свои чувства и мысли. Темы, в частности, могут быть следующие:

• чувства в момент начала групповой работы:

• ожидания и потребности:

• личный опыт, связанный с обозначенной темой:

• проблемная ситуация:

. результаты групповой работы, результаты занятия или курса
В психотерапии возможно использование следующих тем, связанных с использованием спектрокарт:

• карта, которая в наибольшей мере соответствует состоянию клиента;

• как символически могут быть представлены переживания или фантазии клиента;

• что является для клиента наиболее важным в жизни в настоящий момент;

• как клиент воспринимает человеческие отношения;

• надежды и фантазии клиента и др.

Как правило, участники без труда выбирают фотографию, которая соответствует заданной теме.

5. Фотографии выбираются в тишине. После того как участники занятия выбрали карты, они садятся с ними на свои места. Участники могут располагаться по кругу или иным образом, чтобы видеть друг друга.

6. Каждый член группы показывает и комментирует свою фотографию. Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников. Каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию.

7. После того как все расскажут про выбранные фотографии, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям. связанным с фотографиями друг друга. Работа с выбранными фотографиями может быть продолжена индивидуально или в группе.

В случае необходимости участники занятия могут продолжить работу с картами, используя вопросы, сформулированные пионерами фототерапии Дж. Вайзером. Д. Крауссом. Дж. Волкером и Р. Мартин.

• Почему вы выбрали эту фотографию?

. Какие чувства, мысли, фантазии она вызывает?

• Какие воспоминания с ней связаны?

• Хотите ли вы рассказать историю, которая навеяна выбранной фотографией?

• С кем вместе вы хотели бы рассмотреть эту фотографию?

• Что вы чувствуете, делясь своими чувствами по поводу этого снимка?

• Какие фотографии могли бы дополнять выбранный снимок и почему?

• Какую фотографию из набора вы не стали бы выбирать ни при каких обстоятельствах и почему?

• Какое название вы могли бы дать этой фотографии?

Открытые вопросы могут способствовать нахождению скрытых значений фотографии, связанных с прошлым, настоящим и будущим участников занятия. При работе с людьми, перенесшими психическую травму, фотографии могут помочь в осознании своих страхов, с одной стороны, и символически обозначить разные ресурсы, позволяющие обрести внутреннее равновесие, с другой.

При работе с психической травмой и кризисными состояниями могут быть использованы следующие вопросы.

• Какая фотография может обозначать момент кризиса?

• Какая фотография может отражать то. что вас больше беспокоит в настоящее время?

• Какая фотография дает ощущение безопасности и внутреннего равновесия?

• Какая фотография может отражать поворотный момент в переживании кризиса?

• Что является целью в преодолении кризисной ситуации?