1. Фотографии располагаются на столе или иной поверхности.
2. Ведущий формулирует задачу с учетом особенностей клиента или группы и в зависимости от собственного опыта и квалификации.
3. Ведущий точно обозначает тему, с которой должна быть связана выбираемая фотография. Он может записать тему на доске.
4. Участникам занятия предлагается внимательно рассмотреть карты в течение 5-10 минут и выбрать из них одну или две. ассоциируя их с обозначенной темой. Формулируемые ведущим темы могут быть различными, но в любом случае они нацелены на то. чтобы помочь участникам занятия выразить свои чувства и мысли. Темы, в частности, могут быть следующие:
• чувства в момент начала групповой работы:
• ожидания и потребности:
• личный опыт, связанный с обозначенной темой:
• проблемная ситуация:
. результаты групповой работы, результаты занятия или курса
В психотерапии возможно использование следующих тем, связанных с использованием спектрокарт:
• карта, которая в наибольшей мере соответствует состоянию клиента;
• как символически могут быть представлены переживания или фантазии клиента;
• что является для клиента наиболее важным в жизни в настоящий момент;
• как клиент воспринимает человеческие отношения;
• надежды и фантазии клиента и др.
Как правило, участники без труда выбирают фотографию, которая соответствует заданной теме.
5. Фотографии выбираются в тишине. После того как участники занятия выбрали карты, они садятся с ними на свои места. Участники могут располагаться по кругу или иным образом, чтобы видеть друг друга.
6. Каждый член группы показывает и комментирует свою фотографию. Его не должны прерывать вопросы и комментарии других участников. Каждый лишь по очереди рассказывает про свою фотографию.
7. После того как все расскажут про выбранные фотографии, ведущий и участники группы могут перейти к вопросам и комментариям. связанным с фотографиями друг друга. Работа с выбранными фотографиями может быть продолжена индивидуально или в группе.
В случае необходимости участники занятия могут продолжить работу с картами, используя вопросы, сформулированные пионерами фототерапии Дж. Вайзером. Д. Крауссом. Дж. Волкером и Р. Мартин.
• Почему вы выбрали эту фотографию?
. Какие чувства, мысли, фантазии она вызывает?
• Какие воспоминания с ней связаны?
• Хотите ли вы рассказать историю, которая навеяна выбранной фотографией?
• С кем вместе вы хотели бы рассмотреть эту фотографию?
• Что вы чувствуете, делясь своими чувствами по поводу этого снимка?
• Какие фотографии могли бы дополнять выбранный снимок и почему?
• Какую фотографию из набора вы не стали бы выбирать ни при каких обстоятельствах и почему?
• Какое название вы могли бы дать этой фотографии?
Открытые вопросы могут способствовать нахождению скрытых значений фотографии, связанных с прошлым, настоящим и будущим участников занятия. При работе с людьми, перенесшими психическую травму, фотографии могут помочь в осознании своих страхов, с одной стороны, и символически обозначить разные ресурсы, позволяющие обрести внутреннее равновесие, с другой.
При работе с психической травмой и кризисными состояниями могут быть использованы следующие вопросы.
• Какая фотография может обозначать момент кризиса?
• Какая фотография может отражать то. что вас больше беспокоит в настоящее время?
• Какая фотография дает ощущение безопасности и внутреннего равновесия?
• Какая фотография может отражать поворотный момент в переживании кризиса?
• Что является целью в преодолении кризисной ситуации?