Проективные карты как инструмент проективной психодиагностики

7ecRhZOh7I4Прообразом проективных карт в сфере психодиагностики можно считать тест Роршаха, тест Сонди и ТАТ. Мы можем применять боль­шинство колод в качестве наборов стимульного материала для проективной диагностики, используя известные нам из Тематического ап­перцептивного теста и его многочисленных вариаций принципы. Для проведения теста следует отобрать несколько карт, тематика изображе­ний которых схожа с изучаемой темой. Карты предлагаются клиенту по одной с просьбой составить по карте рассказ, включающий в себя от­веты на следующие вопросы:

  • Кто они — действующие лица, изображенные на картинке?
  • Что происходит?
  • Что привело к этой ситуации, что было прежде?
  • Что будет дальше, чем все закончится?
  • Что чувствуют действующие лица?
  • О чем думают действующие лица?

Напомним базовые допущения, на которых строится интерпре­тация ТАТ. Они носят достаточно общий характер и практически не зависят от используемой схемы интерпретации. Первичное допущение состоит в том, что, завершая или структурируя незавершенную или неструктурированную ситуацию, клиент проявляет свои стремления, диспозиции и конфликты. Следующие допущения связаны с определе­нием диагностически информативных фрагментов сочиненной по кар­те истории.

  • При сочинении историй и сказок работает феномен идентифика­ции: рассказчик подсознательно идентифицирует себя с героем. При этом желания, конфликты, мотивы и ценности героя мо­гут отражать желания, конфликты, мотивы и ценности рассказ­чика.
  • Желания, конфликты, мотивы героя могут присутствовать в сим­волическом виде.
  • Не все истории обладают одинаковой диагностической ценно­стью: в одних содержится много важного диагностического мате­риала. в других он может почти отсутствовать.
  • Темы, явно не вытекающие из стимульного материала, обычно обладают большей диагностической значимостью, чем очевидно связанные с ним.
  • Если какая-то тема повторяется снова и снова, проходит «красной нитью», она скорее всего отражает конфликты и импульсы рас­сказчика.
  • Рассказы могут отражать как устойчивые диспозиции и конфлик­ты, так и текущие, связанные с актуальной ситуацией.
  • В рассказах могут быть представлены темы и сюжеты, отражаю­щие происшедшее не с рассказчиком, а с кем-то другим, либо из­вестные ему из литературы или кино. Однако сам выбор такого развития сюжета позволяет нам сделать вывод об актуальности данной темы для рассказчика.
  • Вместе с личными установками и ценностями в рассказах часто обнаруживаются социальные установки и ценности.
  • Диспозиции и конфликты, которые мы обнаружим в рассказе, мо­гут быть не осознаны рассказчиком и не проявляться в его пове­дении.