Метафорические карты: колода «пути-дороги»

7ecRhZOh7I4Как работают метафорические карты? За что мы их любим? В течение жизни люди накапливают в памяти множество ви­зуальных образов. Оживая, эти образы порождают самые разные чувства, встреча с ними — это встреча с самим собой в различных жизненных плоскостях: временной (в прошлом и настоящем, в вооб­ражаемом будущем), эмоциональной (счастье-любви-горе), межлич­ностной. В неявной форме метафорические карты содержат множе­ство посланий, отражающих подсознательные намерения и ценности рассматривающего их человека, причем одна и та же картинка несет в себе для разных людей разные смыслы. Когда человек не говорит о себе напрямую, а обращается к визуальным образам, он меньше защи­щается; карты открывают перед ним нетривиальную перспективу для анализа жизни.

«Пути-дороги» — новый оригинальный набор «динамич­ных» карт он дает возможность работать с образами движения, устремления, скорости, достижения цели, запретов и идеалов. Наибо­лее продуктивно его использование в ситуациях, когда клиент пережи­вает кризис, стоит перед необходимостью выбора, начинает какую-то деятельность, формулирует новые цели и т.п. Нам привычно думать о жизни как о пути, и связанные с дорогой картинки в каждом из нас отзываются переживаниями. С дорогой связано множество образов: торможение, внезапные остановки, опасные повороты, встречи и рас­ставания, выбор пути, попутчики, отделение от родителей, взросле­ние, обретение самостоятельности… Несмотря на свои замечательные особенности, метафориче­ские карты — не лекарство, а инструмент исследования и психотера­пии. Сами по себе они не дают ответов, но помогают задавать содержа­тельные, актуальные вопросы. Психологический смысл работы с картами состоит в том, что человек выражает свое отношение к имеющемуся на карте изобра­жению, анализирует возникающие ассоциации, соотносит с актуа­лизирующимися переживаниями, воспоминаниями. Карты можно выбирать как произвольно (имея возможность рассмотреть изобра­жения), так и вслепую (вытягивая их наугад). Можно также соот­носить изображения с вербальным материалом: давать картинке на­звание произвольно либо находить подходящую карту со словом из имеющихся в наборе.